Мне нравится читать биографии творческих людей, которые смогли в себе соединить творческое новаторство и предпринимательский подход. Такие люди меня вдохновляют, ведь человечество двигают энтузиасты, а если у этих энтузиастов помимо талантов есть еще железная воля, трудолюбие и послание, то равных таковым нет.
Джозеф Пулитцер — вот пример человека творческого и предпринимательного. Пример человека, который меня вдохновляет спустя много десятков лет после своей смерти. И далеко не только меня.
Вначале объясню, почему я пишу об этом человеке. Дело в том, что на прошлойнеделе, 10 апреля, Джозеф Пулитцер родился. Правда, год тогда был 1847. Пулитцер был венгерским евреем, родившимся в обеспеченной семье. Получив отличное образование, он решил уехать в США. Я не знаю, как так получилось, что Джозеф Пулитцер решил стать журналистом, были ли к этому какие-то предпосылки в детстве, интересные истории или люди, которые его вдохновили, но так случилось, что он выбрал именно журналисткую стезю. И не просто выбрал, а раз и навсегда изменил ее облик и, что важно, суть.
Кто на то время читал газеты? Только люди богатые. О чем они читали? О фондовых рынках, облигациях и т.д. Человек попроще или даже выходец из среднего класса оставался не в удел, не зная толком, что происходит не то что в мире, а в своем городе, и более того, не осознавая, что ему это знать необходимо. Пулитцер решил в корне изменить ситуацию. Ведь общество преимущественно состояло из людей простых как раз. Но зачем им читать про облигации?
Выкупив несколько газет, Джозеф Пулитцер заявил, что отныне «газеты будут направлены на интересы простых людей, а
не на интересы обладателей толстых кошельков». В этой фразе заключалась вся его новаторская концепция. Пулитцер думал и как предприниматель. Он понимал, что делая ставку на людях из низкого и среднего класса, он приобретает в разы шире аудиторию, чем его конкуренты. А значит, риск того стоит.
Кричащие заголовки, написанные большими буквами, журналисткие расследования, новости спорта и культуры, целевые рубрики, посвященные женщинам и детям, колонка юмора и… даже место для рекламы. Все то, чем нас с вами не удивишь сегодня, на самом деле придумал один человек. Он сделал газету интересной, информативной, прибыльной и влиятельной. Также Пулитцер был первым, кто привлек талантливых художников, которые рисовали для газет карикатуры. Их он помещал на первой полосе, что еще больше вызвало популярность у массового потребителя.
Однако Джозеф Пулитцер не просто развлекал людей. Он влиял на массы, вскрывая социальные проблемы и тем самым напоминая властям о том, что они ответственны за решение проблем, которые создали. Секретов перед народом почти не было. С этой целью он отправлял своих лучших журналистов в самые непредсказуемые места. Так, одна журналистка попала в дурдом, притворившись умалишенной. Через несколько недель, она опубликовала подробный репортаж о холодной, голодной и жесткой жизни обитателей «психушек». Скандал прогремел на всю страну, что стало толчком к реформации этой сферы здравохранения.
Когда же Пулитцер узнал, что чиновники и богатые люди не спешат перевозить статую Свободы в Америку из Франции, он поднял в СМИ настоящий скандал. Он напоминал чиновникам о принципах, на которых стоит Америка, а простым гражданам — о порочности их равнодушия. У страны должны быть свои символы. Благодаря Пулитцеру статуя Свободы была перевезена в США. Много лет бедные эмигранты со всего мира, подплывая к США и видя эту статую, верили в то, что у них все получится. Пулитцер знал это.
Его газеты расходились миллионными тиражами. Люди хотели знать, что главный не тот, у кого есть деньги, а тот, кто не боится говорить правду и не закрывать глаза на проблемы в своем обществе. Пулитцер доказал: журналистка может и обязана быть социально ответственной.
После смерти Джозефа Пулитцера, согласно его завещанию, весомая доля его состояния перешла в Колумбийский университет для создания высшей Школы журналистики и Фонда, который выдавал бы премии выдающимся американским журналистам. Получить награду Пулитцерадля журналиста — наивысшая честь. А для самого ее основателя честью было вручить награду не просто талантливому и страстному журналисту, а, главным образом, человеку, который может внести свой вклад в общество. Именно потому самая авторитетная номинация звучит так: «За служение обществу».
Вот так, человека нет, а его имя и дальше созидает общество и вдохновляет талантливых людей быть светом и солью.