Осенью, ближе к Новому Году, я начинаю чаще думать о предстоящих непростых временах, которые ожидают весь мир. Я говорю о кризисе, который по прогнозам многих экономистов и пророков, наступит уже через пару лет. Кризис…
Готова ли я к нему?
Готова ли к тому, что моя жизнь может круто измениться? Что я могу потерять отношения с дорогими мне людьми? Готова ли к тому, чтобы не просто держать удар, но и идти вперед, не прячась от последствий возможных экономических и природных катаклизмов?
Готова ли я к тому, чтобы в моем доме, если нужно, жили и питались люди, оставшиеся без крова?
Готова ли я, лидер с глобальным мышлением, если нужно, стать слугой и для простых, отчаянных людей?
Я задаю себе эти и другие подобные вопросы, зная наверняка, что жизнь очень переменчива. И помня, что состоит она из кризисов — сколько себя помню. Да, в моей жизни было много кризисов. В детстве, юности, потом особенно в семейной жизни… И всегда кризисы чему-то меня учили, делая волю крепче, а характер гибче.
Жизнь часто давит на нас через обстоятельства. Тем более давит на нас, славян, в непростой постсоветской реальности. У кого-то кризисов больше, у кого-то меньше, но они есть везде, практически в каждой сфере жизни. И я понимаю, что когда у моих знакомых в семьях начинаются проблемы с натянутыми отношениями, это во многом зависит от усталости держать удар и двигаться вперед.
Я знаю, что чувствуешь, когда кажется, что «это никогда не закончится». Знаю про «нескончаемое это» в семейных отношениях, в период потери близкого, во время длительной тяжелой болезни ребенка, когда мало денег, когда опускаются руки.
Я знаю, что такое кризис. Но знаете, что я поняла за все это время? Что в кризисе надо держаться вместе и никогда, никогда, никогда! Не искать «крайнего».
Потому что когда на самом деле будет тяжело, тогда, возможно, тот человек, который сегодня так вам не мил, поможет пережить кризис. Возможно, тот человек, который сегодня кажется вам источником всех проблем и неудач в вашей жизни, останется рядом в тяжелую минуту.
Я не призываю вас к страданиям во имя какой-то великой утопической цели. Нет, я просто хочу попросить вас сейчас, чтобы вы задали себе вопрос, на который важно честно ответить:
«А на самом ли деле то, что я сегодня называю кризисом, это кризис: на самом ли деле он не надуман, не накручен и нерешаем?»
Если вам с кем-то действительно не по пути, возможно, надо каждому идти своей дорогой, но если кому-то не по пути именно с вами, то… «крайним» вы вряд ли захотите быть, а потому ищите точки соприкосновения. Ведь только тогда кризис станет возможностью для новых решений: во всех сферах. Для всех отношений.